Товары и услуги

Король стиля: ампир

Дизайн/Архитектура » Дизайн » Дизайн-проекты
22.11.2017 547 0

Роскошный, помпезный и многогранный ампир демонстрирует потомкам величие былых империй. Архитектор Алла Гранкина рассказала об отличии французского и русского ампира, характере сталинского ампира и о том, как интегрировать этот стиль в современный интерьер

Король стиля: ампир

Алла Гранкина, архитектор-дизайнерАлла Гранкина, архитектор-дизайнер

Стиль ампир, что в переводе означает «имперский», возник во время правления Наполеона Бонапарта на рубеже XVIII-XIX веков. Будучи стилем фараонов и императоров, он должен был демонстрировать военную силу, мощь и величие государства. Отточивший до высочайшего совершенства военную стратегию и тактику и прошедший с победным маршем по всей Европе Наполеон мечтал создать собственную империю по аналогии с Великим Римом и Афинами, а создав новый стиль, объединить все лучшее, что было в цивилизации многих стран и народов, на высоком имперском уровне. Ампир имеет чисто мужской характер, символизирующий успех и неограниченную власть. Формирование нового стиля Наполеон поручил Жаку Луи Давиду, а придворными архитекторами, занимавшимися воплощением его идей, стали Шарль Персье и Пьер Фонтен.

Триумфальная арка на Елисейских полях, Париж

Триумфальная арка на Елисейских полях, Париж

Создание новых глобальных архитектурных комплексов в Париже и его пригородах, Триумфальной арки, Елисейского дворца и т. п., разработка мебели, декора и формирование интерьеров этих объектов принадлежат именно им. Стиль ампир изобилует атрибутами военной символики, наиболее популярными являются: гербы, трубы, аксельбанты и, как символ власти, изображения животных – грифонов, львов, лебедей. Поход Наполеона в Египет и проведенные ранее раскопки старинных городов Помпеи и Геркуланума, добавили этому стилю римскую и греческую символику, элементы декора в виде пирамид, сфинксов, масок фараонов.

Маркеры стиля

Ампир – это стиль воинской славы, и ему присущи все атрибуты победителя, такие как лавровые венки, пальмовые ветки, трубы, символические изображения оружия, мифологические сюжеты, древнеримская и древнегреческая символика, триумфальные арки и обелиски, возводимые в честь победы над врагом. Для оформления интерьеров применяется массивная роскошная мебель из ценных пород древесины с ярковыраженной текстурой и отделкой в темных тонах, инкрустацией и декоративными элементами из бронзы и обилием позолоты.

Кресло, фабрика EZIO BELLOTTI
Кресло, фабрика EZIO BELLOTTI, представлено в салоне «БенВенуто», пер. Доломановский, 55а, тел. 8 (961) 420-08-08.

Появляются круглые столы на одной большой, массивной, обильно украшенной ноге, со столешницей, выполненной из различных пород древесины со сложным орнаментом и характерной резьбой по торцу. Опоры обеденных столов, кресел, подлокотники диванов выполнены в виде львов, лебедей и мифологических животных и украшены бронзой.

Именно в данном стиле появились небольшие диванчики причудливой формы – канапе, а также диваны с округлыми формами и богатой золоченной резьбой по всему периметру. Ампиру обязаны своим появлением резные изголовья кроватей и балдахины, создающие полную имитацию спальных комнат античного мира.

Для оформления интерьера в стиле ампир характерно использование античных ваз, скульптур, шикарных массивных люстр с подвесками из хрусталя, зеркал и портретов, в помпезно украшенных золоченых и бронзовых рамах, использование тонкого белого фарфора для обеденных и чайных церемоний, обязательно отделанного золотом и декоративных ваз и тарелок из фарфора с военной тематикой.

Парные вазы в стиле ампир, Albert Blot&Cie, фарфор
Парные вазы в стиле ампир, Albert Blot&Cie, фарфор, золочение, цировка, роспись, марка, Франция, 1900 год, высота 69 см.

Для полов используется натуральный камень (мрамор, гранит, лабрадорит) или наборной паркет из нескольких ценных пород древесины со сложной геометрией укладки. Потолки украшаются обилием лепных элементов, розетками под люстры, кронштейнами из гипса со сложным орнаментом; цвет потолка белый или слоновой кости. Для отделки стен применются деревянные панели, выполненные в технике декопе (искусственно состаренное дерево), медальоны, гобелены или дорогие шелковые ткани ярких тонов: синие, красные, черные с золотым шитьем, что тоже связано с воинской атрибутикой (эполеты, аксельбанты, позументы), ткани с мифологическими сюжетами.

Зарождение ампира в России

Только Россия, из всех европейских стран, приняла стиль ампир еще до победы над Наполеоном, так как русскому императору Александру I, равно как и Наполеону, были свойственны тщеславие и величие, а новый стиль полностью отражал именно эти черты характера. Александру I свои эскизы и наброски предложил известный французский архитектор и декоратор Пьер Франсуа Фонтен, автор Триумфальной арки в Париже, но для создания нового стиля император пригласил другого француза – Огюста Монферана и «русского» итальянца Карла Росси. Творения этих величайших зодчих прославили Санкт-Петербург и сделали его одним из самых красивых городов не только Европы, но и  мира. Архитектурными шедеврами стали творения Монферана, такие как Исаакиевский собор и Александрийская колонна на Дворцовой площади, потрясающие ансамбли Карла Росси в Петербурге и пригородах, в которых продумано все до мельчайших подробностей, начиная от парковых зон, архитектуры зданий вплоть до эскизов дверей, ручек, светильников и даже письменных принадлежностей.

Исаакиевский собор, г. Санкт-Петербург

Венцом творения Росси стал Михайловский замок, в котором им разработаны не только интерьеры, но и мебельные гарнитуры в стиле ампир. Один лишь гарнитур для столового зала состоял из 108 разных стульев. Из материалов Росси предпочтение отдавал карельской березе и древесине других ценных пород в сочетании с тонкой золоченой резьбой. Расцвет этого стиля приходится на 1814 год, когда вернувшиеся с войны войска привезли из побежденной страны большое количество образцов мебели и бронзы, среди которых были шедевры мебельного искусства, ставшие основой для дальнейшей разработки своих изделий русскими мастерами. Говоря о русском ампире, нельзя не упомянуть об еще одном прекрасном мастере, Андрее Воронихине, авторе Казанского собора и здания Санкт-Петербургского горного института.

Арка здания Главного штаба, Дворцовая площадь, Санкт-Петербург
Арка здания Главного штаба, Дворцовая площадь, Санкт-Петербург

Главными архитектурными формами ампира как для оформления фасадов, так и для формирования интерьера являются богато украшенные фронтоны, колонны, классические ордера, пилястры, арки, сложные карнизы, потолочные розетки, медальоны, кронштейны со сложным геометрическим рисунком и т. д. Здания и помещения данного стиля характеризуются большим размером монументальностью и величественностью.

Черты русского ампира

Русский ампир отличается от пышного французского стиля своей лаконичностью, строгостью и академичностью. Характерными материалами для оформления интерьеров в стиле русского ампира в основном были карельская береза и некоторые другие породы древесины (исключительно те, что произрастали на территории России). В то время как во Франции применялись орех или корень ореха, махагон и розовое дерево – экзотические сорта, привезенные из разных стран. Очень большое внимание уделялось использованию натуральных полудрагоценных камней добываемых – на Урале – это всевозможные виды мрамора и гранита, малахита, диабаза, диарита и т. д. Также активно использовались декоративные литые элементы из бронзы и отделка резных деревянных деталей позолотой. Еще одной характерной чертой русского ампира является отсутствие ярко выраженной декоративной древнегреческой и древнеримской символики наоборот применяются цветочные мотивы и мелкий рисунок в обивке мебели и для драпировки стен.



Вместо мифологических грифонов в российском ампире появились орлы как символ самодержавия. На фоне европейских аналогов выделяются своей самобытностью и неповторимостью работы Андрея Воронихина, который по-своему переработал идею ампира, приблизив ее к античности, но убрав дворцовую помпезность. По его эскизам созданы многочисленные коллекции светильников, сервизов и предметов из фарфора, коллекции парадной мебели. Он первый применил вышивку золотом и шелком в оформлении мягкой мебели. Карл Росси для создания своих шедевров подобрал целую команду самых талантливых скульпторов, живописцев, декораторов, мебельщиков, мастеров резьбы по дереву, специалистов по изготовлению текстиля и вышивки. Только при таком творческом подходе к данному вопросу были созданы все его великие творения.

Сталинский ампир

Век ампира был довольно краток и продолжался всего 40 или 50 лет, то есть зародившись на рубеже XVIII-XIX веков, он закончил свое триумфальное шествие примерно в середине XIX века, в это время имперский уклад жизни большинства стран Европы так же, как и в России, пошел на спад.

Станция московского метрополитена «Комсомольская»
Станция московского метрополитена «Комсомольская»


Но этот стиль, вернее, его прообраз, возродился в 30-х годах XX столетия во время правления И.В. Сталина, за что он и получил свое название сталинский ампир. Безусловно, этот стиль должен был воплощать веру в светлое будущее, передовые успехи и путь к коммунизму. Идеологическая составляющая наложила свой отпечаток на ампир и в архитектуре, и в оформлении интерьеров. Характерной чертой сталинского ампира является его гигантомания: все здания, построенные в этом стиле, очень массивны и величественны. Это «сталинские высотки» в Москве, получившие в народе прозвище «Семь сестер», фасады, которых декорировали по всем законам данного стиля – скульптуры, мозаика, башни и классические ордера.

Сталинские высотки

Яркие примеры сталинского ампира – гостиницы «Украина» и «Ленинградская», здание МИДа, а также комплекс МГУ на Воробьевых горах. Первые станции московского метрополитена, построенные до войны и сразу после ее окончания («пл. Революции», «Добрынинская», «Сокольники»), являются прекрасным олицетворением этого стиля. В интерьерах общественных и жилых зданий сталинский ампир характеризуется просторными комнатами с высокими потолками, обильно украшенными лепниной, в отделке стен также используются декоративные элементы из гипса (пилястры, колонны, кронштейны, медальоны).

Гостиница "Ленинградская", центральный вход
Гостиница "Ленинградская", центральный вход


Интерьеры дополняют массивные двупольные двери и тяжелые бронзовые люстры с плафонами из оникса, напольные вазы и скульптуры. Полы выполняются из дубового паркета, уложенного «елочкой» или «плетенкой».

Отличительные особенности сталинского ампира:

● предпочтение ансамблевой застройки улиц и площадей;
● для оформления зданий применялись все последние достижения архитектуры, скульптуры и живописи;
● скульптурные и барельефные изображения с символикой этой эпохи (лавровые венки, колосья, скульптуры рабочих и крестьян);
● обилие бронзы, мрамора, лепнины, лакированного дерева.

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге
Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге

Ампир в наши дни

Несмотря на то что все мы живем в бурно развивающемся современном мире, в век космических и нанотехнологий, амбиции и статусность стиля ампир актуальны в наши дни для создания как общественных, так и жилых интерьеров.

Книжный шкаф из красного дерева, антиквариат н. XIX века
Книжный шкаф из красного дерева, антиквариат н. XIX века


Что касается общественных интерьеров, то это могут быть кабинеты или холлы крупных компаний, а также дорогие брендовые магазины по продаже предметов роскоши, начиная от ювелирных украшений и заканчивая мебелью, светильниками и дорогими автомобилями, а также гостиницы или комплексы премиум-класса на престижных курортах всего мира.

Лампа настольная, фабрика Arizzi Mario e Figli & C
Лампа настольная, фабрика Arizzi Mario e Figli & C, представлена в салоне «БенВенуто», пер. Доломановский, 55а, тел. 8 (961) 420-08-08

Если говорить об интерьерах жилых пространств, будь то большая квартира в элитном доме или загородный особняк, то, безусловно, здесь может быть применен ампир как признак достатка, изысканного вкуса и, главное, статусности хозяина данных апартаментов. Несмотря на всю свою изысканность, обилие декора и парадность, данный стиль очень активен и величественен и не совсем комфортен для повседневной жизни. Поэтому его нужно применять в современных интерьерах дозированно, украшая атрибутами и аксессуарами места кратковременного пребывания (кабинеты, холлы, ванные комнаты, парадные столовые).

Комментарии
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :